Механизм установления размеров взносов и платежей
В данной статье, взятой с юридического портала СНТ "Пищевик", рассматриваются вопросы правильной организации механизма назначения и уплаты взносов и платежей в садоводческих товариществах.
Кто, что утверждает размер взносов в СНТ?
Не будем разглагольствовать об ошибках, которые присутствуют на просторах всемирной паутины, а обратимся к закону.
ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Статья 21, часть 1, п.п. 10, 11, 12 "Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)"
К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: (в ред. Федерального закона от 22.11.2000 № 137-ФЗ)
...
принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;
установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;
утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;
К формулировкам закона добавим только то, что больше в тексте Вы ничего не найдёте. Точнее можно сказать так: председатель, правление, ревизионная комиссия и прочие не имеют никакого отношения к принятию решения по размеру взносов. И сразу же оговоримся. Они только лишь вырабатывают предложения, которые рассматривает и утверждает или не утверждает общее собрание.
Неправильный механизм установления размеров взносов и платежей
Упрощённый неправильный механизм установления размеров взносов и платежей присутствует во многих СНТ. Суть его в следующем: правление предлагает общему собранию установить определённые размеры членских и целевых взносов, а также других платежей. При этом правление просчитывает смету по приблизительно такой схеме: зарплата членов правления, бухгалтера, электрика и ещё некая сумма дополнительно. Это будут членские взносы. Также собранию предлагается утвердить какую-то сумму в качестве целевых взносов. В конце утверждаются тарифы и платежи, которые не зависят от воли общего собрания и правления. Причём к последним обязательно добавляется ефрейторский запас. Причём садоводам объясняют: "Мало ли что может случиться?! Пусть будет!"
На собрании в таком СНТ, как правило, начинается базар, причиной которому служит непрозрачность предлашаемого правлением расчёта по взносам и платежам. Каждый предлагает своё решение, а в результате собрание вообще не принимает никаких решений или попросту правление, считая, что всё решено, собирает деньги по своему усмотрению. А это уже противозаконно: и собирать деньги и сдавать. Решения-то собранием не принято.
Правильный механизм принятия решения по взносам и платежам
Правильный механизм установления размеров взносов и платежей в СНТ никогда не приводит к базару. Разве что только к корректировке основы, предложенной правлением.
Принятие решения по взносам и платежам в СНТ состоит из следующих шагов:
1. Общее собрание членов СНТ утверждает Положение (регламент) о взносах и платежах в СНТ (название может и отличаться от обозначенного в статье).
Этот шаг прямо вытекает из норм статьи 21 п. 1 пп. 10, где говорится о целевых фондах. (Не следует путать с целевыми взносами). Регламент чётко распределяет все поступающие и расходуемые средства по направлениям или статьям бюджета СНТ. Кроме того, Положение законодательно в данном конкретном СНТ позволяет правлению (общему собранию) перераспределять денежные средства в пределах установленных документом.
Положительные стороны принятия общим собранием документа, определяющего доходы и расходы СНТ:
- определены и регламентированы по статьям все денежные поступления из всех источников;
- определены и регламентированы по статьям все расходы товарищества;
-жёстко регламетированы права правления и председателя по перераспределению (переброске) денежных средств с одной статьи на другую;
-правление имеет прозрачный и понятный садоводам инструмент для подготовки и последующего утверждения общим собранием приходно-расходной сметы;
-отсутствует лазейка для сбора незаконных взносов и платежей в обход Положения и общего собрания.
2.Правление на основании Положения готовит предложения по приходно-расходной смете.
При условии выполненного 1-го шага, а как минимум прописанных норм по сбору, распределению и трате денежных средств по целевым фондам в уставе, правление в точном соответствии с Положением и статьёй 22 пунктом 3 пп. 4 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. "Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" готовит предложения по приходно-расходной смете на очередной финансовый год.
3.Общее собрание утверждает смету доходов и расходов СНТ.
В соответствии с статьёй 21 пунктом 1 пп. 10 и 12 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. "Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)" общее собрание членов СНТ утверждает смету доходов и расходов товарищества согласно нормам установленных Положением целевых фондов и в точном соответствии с количеством участков в СНТ. Из сметы правомерно вытекают размеры взносов и платежей.
Итог: Садоводы имеют приходно-расходную смету СНТ, регламентированные, понятные каждому садоводу сбор и распределение денег, а бухгалтер основу для ведения прозрачного бухгалтерского учёта.
Если у Вас в СНТ такой механизм не реализован, то с очень большой долей вероятности можно утверждать, что в Вашем товариществе разворовываются деньги:
- происходит нецелевое расходование денежных средств;
- правление самостоятельно или через общее собрание протаскивает решения по сбору дополнительных денежных средств;
- бухгалтерия ведётся с явными, видимыми каждым садоводом, нарушениями ФЗ-129 от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учёте";
- ревизионная комиссия состоит из своих проверенных председателем и правлением лиц, а если нет, то никакая комиссия не сможет разобраться в двойной, тройной бухгалтерии СНТ;
- часть садоводов добросовестно сдают взносы и платежи, другая часть этого никогда не делает, и меры при этом никакие правлением не принимаются;
- пеня в СНТ непомерно завышена, и, как правило, установлена правлением самостоятельно.
По материалам сайта http://cnt-pischevik.ru
Писать комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь.